АОУ ВО ДПО "ВИРО"

ВМК учителя начальных классов

Метапредметные результаты являются обязательными результатами обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценка уровня сформированности метапредметных результатов может осуществляться на основе оценочных листов. Листы оценки разрабатываются в табличной форме, в них фиксируются универсальные учебные действия, отражающие критерии достижения метапредметных результатов. В п.10. раздела 1 ФГОС основного общего образования даны требования к метапредметным результатам.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Для успешного достижения планируемых результатов важно дифференцировать их по годам обучения. В примерной образовательной программе начального общего образования их нет. Поэтому важно разработать критерии оценки метапредметных результатов по годам обучения, включая и начало обучения в основной школе. Ниже представлены листы оценки метапредметных результатов обучающихся для 1-5 классов. Листы разработаны таким образом, что в него включены только наиболее важные с нашей точки зрения критерии, раскрывающие разные группы метапредметных результатов. В листах представлены образцы заданий для проверки и оценки метапредметных результатов, определена возможность самооценки результатов учебной деятельности.

Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Вопросы: «Ребята, чему мы уже научились?, «Что уже умеем выполнять?», «Какие задачи можно сформулировать на следующую четверть?», и т.д. должны звучать в течение всего учебного года. Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио обучающегося, так как они позволяют отслеживать динамику достижений обучающегося.