АОУ ВО ДПО "ВИРО"

ВМК учителя начальных классов

Метапредметные результаты подлежат проверке и оценке, наряду с предметными знаниями и умениями по математике, русскому языку, литературному чтению и всем остальным дисциплинам начальной школы.

Проверить метапредметные результаты традиционными контрольными работами невозможно. Трудно и оценить метапредметные результаты, используя привычные отметки «3», «4», «5».

Необходимы новые способы и формы проверки и оценки метапредметных результатов, такие как интегрированные контрольные работы на основе единого текста, рефлексивные листы оценки индивидуальных результатов, проекты, а также простые педагогические методы диагностики универсальных учебных действий. Комплексные (интегрированные) контрольные работы предполагают работу учащихся с научно - популярным или художественным текстом. К тексту даются задания, некоторые из них могут быть связаны с содержанием заданий по русскому языку, математике, окружающему миру. Но большинство заданий не связано с содержанием школьных предметов. Учащимся требуется правильно найти информацию, о которой говорится в тексте, ответить на вопросы, сформулировать вопросы, преобразовать информацию в таблицу, схему. Содержание работ адаптировано к разным учебникам. Выбраны такие критерии оценки, которые учитывают специфику вариативных учебно- методических комплектов. Все предлагаемые работы прошли апробацию в школах Вологодской области, к каждой работе даны рекомендации по проверке и оценке результатов.

Листы оценки метапредметных результатов позволяют организовать рефлексию деятельности, сформировать оценочную самостоятельность младшего школьника.

Предлагаемые содержание и технология оценки метапредметных результатов могут стать основой мониторинга системы начального общего образования на муниципальном уровне и на уровне школы.

Шкала оценки может быть разработана и утверждена самой общеобразовательной организацией. Можно ориентироваться на шкалу, используемую во всероссийских проверочных работах. Удовлетворительный уровень выполнения комплексной работы может начинаться от 30% от объема выполненных заданий.

Тексты для работ в 1-4 классах и рекомендации по их использованию Вы можете прочитать в пособии, выпущенном издательство АСТ-Астрель в 2015 году.